Содержание портфолио

      Категории раздела
Методики по логико-математической компетентности [7]
Методики по развитию речи, обучению грамоте и чтению [6]
Методики по здоровьесбережению [2]
Технология развивающего обучения [10]

                     Отзывы о                   портфолио

Это интересно
Детский портал 4Kids Сайт учителя начальных классов Бойковой О.В. Детский портал «СОЛНЫШКО» Пожелания, поздравления и тосты http://www.babylessons.ru/

Календарь
Осталось...

Погода

Количество гостей

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Портфолио воспитателя КПП Марценишиной Елены Николаевны


Четверг, 28.03.2024, 18:42
Главная » 2014 » Февраль » 4 » Обучение чтению по Н.Н. Зайцеву
15:32
Обучение чтению по Н.Н. Зайцеву

Обучение чтению по  Н.Н. Зайцеву

Нам не нужна азбука

 Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

 

 1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.

 Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

 "Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

2. По слогам читать сложно.

 

 В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, - не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово "всплеск" вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам - склады

 Как же тогда научить малыша читать, раз буквы и слоги лишь запутывают его и отдаляют момент освоения чтения?

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

 Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

 

 Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

 

 В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

 Большие - это кубики с твердыми складами.

 Маленькие - кубики с мягкими складами.

 

 Впрочем, с определением "мягкий-твердый" Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

 

 Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

 

 Двойные - это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются - "дружат" - не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как " жы ", " шы ", " чя ", " щя ", просто исключены.

 

 Железные - кубики со звонкими складами.

 

 Деревянные кубики - с приглушенным складами.

 

 Золотые - кубики с гласными.

 

 Железно-деревянные - используют для складов, имеющих твердые знаки.

 

 Деревянно-золотые - для складов с мягкими знаками.

 

 Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

 

 Буквы на кубиках пишутся разным цветом:

 

 гласные - голубым;

 согласные - синим;

 твердый и мягкий знак - зеленым.

 

 Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные - красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой "разодранности" слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.



Категория: Методики по развитию речи, обучению грамоте и чтению | Просмотров: 536 | Добавил: Елена | Рейтинг: 0.0/0
                           Время

Радио-онлайн

Живой уголок

                     Поиграем

Портфолио создано 24.10.2012 г. Сделать бесплатный сайт с uCoz